Перейти к публикации

Дирижабль "СССР-6В Осоавиахим"

Ольга Травина
  • · 3 минуты на чтение

В 1931 году в 18 километрах к северу от Савёловского вокзала Москвы, на территории Базы воздухоплавания Осоавиахима, были заложены стапели завода «Дирижаблестрой».

1.jpg

Вскоре Умберто Нобиле, итальянский специалист по строительству дирижаблей (по совместительству генерал армии и «почётный фашист» из ближайшего окружения Муссолини), получил приглашение от советского правительства.

Прибыв в Москву вместе с группой сотрудников, он развил бурную деятельность, одним из результатов которой стало появление на свет летательного аппарата «СССР-В6 Осоавихим».

Ударный труд интернационального коллектива дирижаблестроителей

Громадьё планов первой социалистической державы предусматривало постройку целой эскадры дирижаблей. Отряду ещё не созданных машин заблаговременно присвоили имя В. И. Ленина.

В помощь Нобиле выделили инженера Михаила Кулика. Для осуществления проекта построили огромный эллинг с арочными перекрытиями. Советские учёные разработали технологию электросварки легированной стали, используемой для формирования каркаса дирижабля.

Первым делом конструировались лёгкие и прочные баки для топлива и балластной воды. Пассажирскую гондолу со штурманской рубкой решили отделить от моторных гондол. Сварка элементов каркаса позволила отказаться от проволочного крепежа, благодаря чему удалось создать полужёсткую конструкцию корпуса. Новые технологии соединения краёв газонепроницаемой ткани минимизировали утечки водорода.

Постройка летательного аппарата затянулась. Сказывались недостаток финансово-сырьевых ресурсов, неотработанность технологий, низкая квалификация персонала. Старт, назначенный на 1 мая и вскоре перенесённый на 7 ноября 1933 года, неоднократно откладывался.

Экспертная комиссия, осмотревшая объект в начале 1934-го, отмечала: готовность воздухоплавательного аппарата к концу января не превышает 75%. Партийное руководство страны по обыкновению тех времён устроило накачку начальству Дирижаблестроя, и в том же году «СССР-В6 Осоавиахим» отправился в первый испытательный полёт.

Самый большой дирижабль Советского Союза

Взлёт воздушного исполина подробно освещался прессой. В сигарообразном корпусе дирижабля помещалось не 18,5 тысяч, как предусматривалось проектом, а целых 20 тыс. Кубометров водорода! «Перевыполнение» конструктивного плана повышало грузоподъёмность машины.

В гондоле с комфортом размещалось 20 человек. Три бензиновых мотора заставляли аппарат лететь со скоростью до 113 км/ч в благоприятной ветровой обстановке. Проектная дальность перелёта исчислялась тысячами километров. Предполагалось, что дирижабельная эскадра им. Ленина свяжет столицу СССР с отдалёнными городами севера и востока страны.

Испытания продолжались. Умберто Нобиле, принявший участие в первых полётах «СССР-6В», до 1936 года работал над проектированием других дирижаблей эскадры.

В 1937-м «СССР-6В Осоавиахим» наконец избавился от «детских болезней» и совершил рекордный по продолжительности беспосадочный полёт. Поднявшись в воздух над Дирижаблестроем, он взял курс на Владимир и за 130 часов 27 минут описал большую восьмёрку по маршруту, проложенному над Пензой, Курском, Новгородом, Вологдой.

Преодолев более 2800 километров пути, летательный аппарат благополучно приземлился в точке старта. Пришло время испытать дирижабль в дальнем рейсе!

Роковой полёт

На зиму 1938 года был запланирован перелёт флагмана отечественного дирижаблестроения из Москвы в Новосибирск. Однако сообщение, поступившее от полярной экспедиции И. Папанина, потребовало решительных действий.

Поступил приказ отправить дирижабль СССР-6В на тренировочный полёт до Мурманска, а в случае успеха - лететь на выручку полярникам, терпящим бедствие на расколотой льдине.

Вылет состоялся 5 февраля. Менее чем через сутки дирижабль прошёл над карельским Петрозаводском. Расчётное время прибытия в Кандалакшу - 19 часов, значилось в радиограмме. Однако радиообщение с судном прервалось в 18 часов 56 минут...

По результатам расследования выяснилось: высокая влажность и низкая температура воздуха стали причиной обледенения. Потеряв высоту и манёвренность, летательный аппарат не смог избежать столкновения с горой. Люди, находившиеся в пассажирской гондоле, погибли. Экипаж трёх мотогондол, расположенных в задней части корпуса, выжил.

Через несколько месяцев было принято решение о нецелесообразности строительства дирижаблей и сворачивании бесперспективной программы. Мощности Дирижаблестроя впоследствии использовались для строительства заградительных аэростатов

  • Нравится 2
  • 0
  • 501

0
501
  • Нравится 2

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...