Перейти к публикации

Дорога в париж — кружевная

Ольга Травина
  • · 3 минуты на чтение


Вряд ли кто-нибудь из нас может похвастать тем, что видел настоящие кружева фриволите. В этом нет ничего удивительного: они были в моде более двух веков назад и ценились так же дорого, как драгоценные украшения. В XVIII веке мастерицы плели их вручную, с помощью челноков, по нескольку месяцев.

В Одессе живет мастерица, знающая все тонкости плетения фриволите. Анне Сергеевне Василенко 58 лет (возраста своего она не скрывает), старинному искусству ее обучила бабушка. А умению терпеливо день за днем работать над изделием — сама жизнь. Почти 17 лет Анна Сергеевна не могла ходить, врачи также запретили ей любую работу, связанную с напряжением глаз. Вопреки всему она стала художником. Возможно, Анна Сергеевна единственная в мире выполняет в технике фриволите платья, сумочки, шляпы, воротники... В парижской Академии мод ей вручили сертификат, удостоверяющий, что Анна Сергеевна — мастер прет-а-порте от кутюр. Из Франции она получает восторженные письма с предложением посетить Париж. Там, объясняют ей, один час ее работы стоил бы пятьдесят долларов... Но воспользоваться приглашением у нее нет никакой возможности.

Работы Анны Василенко описать невозможно, их надо видеть. Вот цветок, сделанный жестким плетением кружева фриволите, а в нем — фигурка Богоматери.

— Это, — поясняет Анна Сергеевна, — лилия, символ чистоты, как назидание молодым девочкам. Работа была на выставке в Морской галерее, когда выставляли иконы из запасников Одесской духовной семинарии.

Открываю книгу отзывов (в музеях и на выставках иногда выставляют работы Анны Сергеевны), читаю: «Ваши работы в технике фриволите очень интересно и замечательно исполнены, Ваше усердие в рукоделии поражает, и мне кажется очень важным ваш личный вклад в дело продолжения этого старинного и редкого вида творчества». Подпись: Александр Васильев, преподаватель истории парижской Академии мод.

— Говорят, русским эмигрантам помогли выжить в других странах не бриллианты, привезенные из России, а умение вышивать, шить, — продолжает разговор Анна Васильевна. — Многие открывали свои дома моделей и целую русскую линию создали... Понимаете, как раньше воспитывали богатых людей?! Все они умели что-то и руками делать. Мне это умение досталось от бабушки, а ее тоже бабушка научила (она была француженкой). Сейчас, кажется, детей ничему не учат.

Анна Сергеевна показывает два металлических челнока, вокруг которых обмотаны нити. Она объясняет, что сейчас делает, но уследить за быстрыми движениями ее рук невозможно. Вскоре вырисовывается узор, но как он получился, не понять! — Последний раз о фриволите упоминалось в каталоге «Дамское рукоделие» за 1902 год, в Санкт-Петербурге, — между делом рассказывает Анна Сергеевна. — Думаю, что рукодельницы не стали им заниматься из-за того, что работа слишком трудоемкая. Это во время крепостного права в Россию из Франции специально привозили кружевниц. Фриволите — пустячок, в переводе с французского. А ты попробуй сделай этот «пустячок»!

— В вашей коллекции есть платье, украшенное кружевным воротником Марии-Антуанетты. У королевы был такой же?

— Нет. У нее были другие — венецианские, брюссельские кружева. Я владею и этими видами рукоделия. Но фриволите — мое. Я его настолько чувствую, что могу придумывать новый узор сразу же, не рисуя предварительно на бумаге. Ни на одном платье нет одинакового рисунка. Вот почему я хочу сделать каталог, в котором распишу, как что делать. Вдруг найдется талантливая девочка, к которой перейдет это искусство?

Издательства из Николаева, Херсона, Санкт-Петербурга предлагали издать мой каталог. Но я же доехать туда не смогу, а посылать рукопись боюсь. Я сейчас целыми днями работаю, потому что понимаю, что мне нужно спешить...

Светлана ОВСИЕНКО
Вы можете более подробно познакомиться с этим видов кружева в разделе РУКОДЕЛИЯ - ФРИВОЛИТЕ
  • 0
  • 510

0
510

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...