Справки Хозяюшке Садоводам Студентам Детишкам Ваше Здоровье Ваш Адвокат Улыбнитесь Праздники Автолюбителям Отпуск
Новости / Статьи



Новое на сайте :

Опросы :

Есть ли у Вас дом на даче?
Да
57%
Нет и не нужен
20%
Нет, собираюсь строить (покупать)
14%
Да, но собираюсь еще строить
7%

Результаты    Все опросы

Авторизация

 
18.01.2015

Размышления о практике терапевта. Эмоциональное выгорание

Кто и зачем приходит в профессию психолога? Много раз уже об этом писала – думала – соотносила свой опыт с опытом старших и младших коллег и интересующихся психологией. По-моему, большинство приходит за дополнительным ресурсом себя «подлечить»




Кто и зачем приходит в профессию психолога?

Да, когда начинаешь понимать, что вот то, про что ты горюешь – или на что-то злишься – или еще как-то из равновесия выходишь – это все для твоего «вида и рода» вполне естественно, и многими у себя и у других замечено, и в книжках описано – свою «минусовую» исключительность начинаешь переживать без такой уж совсем трагедии «самого «чернушного» – самого сумасшедшего во дворе»…
Но все-таки – опять – таки из умных книг – человеку свойственно стремиться к исключительности, к «единственности в своем роде». Да, если ты хочешь для всех стать «самым – самым» - это больше про патологию, чем про норму. Но вот если важно, очень важно для тех, кто тебе выделяется как «самый», тоже стать в чем – то «самым» - то тут изучение психологии может точно облегчить задачу. Успокоив, что твои внутренние «психи» вполне себе заурядные…И обнадежив – что если со своими «внутренностями» научишься общий язык находить, и как-то адаптировать их под текущую реальность – то и Другим с их трудным «багажом» сможешь пригодиться. И значит сможешь для Другого стать позитивно – исключительным на какое-то время, например в решении какого-то затруднения или в поисках ответов на мучительный вопрос.
И тут работа психологом как раз про такие наши способности и умения, Другого поддержать – обнадежить – успокоить…

Это я все больше сейчас в индивидуалистической парадигме рассуждаю.
Что вот каждый со своим «багажом» больных частей по жизни идет.
Но мое профессиональное поле – гештальт – подход.

Который выбрала как основную линию профессионального становления, очарованная тем, что на любую патологию характера – поведения – бытия можно посмотреть как на «свою болезнь», а можно – как на «там и тогда» приспособление ко множеству трудных контактов. И попытку выжить в отношениях любви, в которых только с такими формами восприятия и поведения можно было оставаться на «светлой стороне Луны». Читай быть узнанным, признанным, особенным для любимых людей.
И еще что меня очень привлекает и обнадеживает в гештальт – подходе.

То, что «библиотека опыта» это в большей части «консервы» прошлых контактов. Когда-то зафиксированные как наиболее «удобо – варимые» - читай безопасные и успешные с «теми Другими».



И совместность терапевтического контак-та тогда наполняется надеждой, что победит «свежесть».
Что в живом, спонтанном, человеческом контакте с терапевтом можно будет «проветрить» плотность привычной формы восприятия - осмысления - реагирования эстетикой своего здесь и сейчас со - творчества, непосредственного процесса при - сутствия с Другим.

«Эстетика это буквально греческое слово «эстезис» обозначает ощущаемое, тот же самый корень мы встретим в медицинском термине «анастезия» или «парастезия» - то, что чувствуется. Т.е. в слове «эстетика» есть две составляющие – что-то исходящее от того, что ощущается (контекст здесь и сейчас) и второе – это как раз творчество, то, что будет определять качество формы, сопровождая создание и продвижение тех или иных форм» - из лекции Ж. М. Робина.

Т.е. эстетика подразумевает включенность в процесс со-бытия – и именно приоритет «настоящего настоящего», данного нам в «здесь и сейчас» ощущениях, чувствительность, восприимчивость к происходящему, отход от ригидных смыслов и прошлых форм.

Такие качества присутствия побуждают, а может и пробуждают нас стать открытыми, включиться в поле совместности, в энергии ситуации. Читай в со-бытие с Другим в одном поле. В поле ситуации нашей здесь и сейчас встречи.


  • В телесных практиках это называют соматическим резонансом.

  • В гештальт – подходе – чувствительностью к полю.

  • В психоанализе такую чувствительность иногда называют проективной идентификацией. Только почему-то психоаналитики пишут исключительно о том, как бессознательные куски пациента «внедряются» в Бессознательное терапевта – и побуждают его вести себя по сценариям прошлого опыта клиента.


В гештальт – подходе радует то, что рассматривать встречу «клиент – терапевт» как «врач – больной» считается все-таки дурным тоном.

А идея «равенства в жизненном опыте» подразумевает, что хотя терапевт и учился – учился по всякому психологии, и терапию личную проходил, и супервизировался – но все ж вполне себе может и своих бессознательных проективных ожиданий «напихать» в бессознательное клиента. И тогда клиент будет себя вести сообразно ожидаемому сценарию терапевта.
Хотя по мне так это похоже на такую взаимо-связанную цепочку превращений. То клиент попадает в сценарий терапевта, то терапевт – в сценарий клиента. И для каждого пробуждаются те или иные части своего уже прошлого опыта. Контакт с которым – через воспоминание, пробуждающее привычную эмоцию и влияющее на способ сейчас присутствия, может совсем из настоящего «выдергивать», или все-таки оставлять нас в реальных возможностях… Например, обращать внимание на свое тело сейчас, на дыхание. Потрогать подлокотник своего кресла, ощущая шероховатость обивки и тепло своей ладони, поверить в надежность поверхностей, принюхаться к свежему хлебному запаху с кухни…

Из гештальта опять – таки - когда ты контактируешь, ты одновременно и контактируешься. Так что это все-таки взаимо - обмен скорее, чем пенетрация….
Встреча разных кусочков опыта, контактов, форм, всякой «мозаики», из которых может получиться что-то новое для обоих участников, а может и ничего не получиться, не встретиться, не «сложиться», так и остаться при каждом отдельной «кучкой», хаосом случайных - ? – воспоминаний, обрывками мыслей и тенями ощущений – во, на «красивости» потянуло, надо поменьше по всяким фэйс-буковским хроникам лазить&񗵪….

Эстетика подразумевает, прежде всего, чувствительность к происходящему. Для меня про то, что «кусочки прошлого» - читай свои знания – смыслы все-таки в фон хорошо бы немного задвинуть, открыв себя непосредственным энергиям и «фигурам» встречи.
В чувствительности мы куда как более уязвимы, чем в «доспехах знаний, умений, терапевтического опыта».

И вообще контакт, опосредствованный всякого рода инструментами, идеологиями, представлениями куда как безопасней.

Вот консультативный жанр, например. Приходит такой «маленький» к «большому», как к эксперту в человеческих отношениях, и рассказывает – рассказывает, нервничает так, волнуется в своих затруднениях. А терапевт на это в «библиотеке» своей роется – сначала в справочнике диагностическом – типа «что тут у нас, батенька, за расстройство такое?» Потом – а на что это похоже – то? А, ну да, на прошлой неделе с такой же проблемой «перец» приходил – ну да, все теперь ясно – «Вы тогда вот этому вот это скажите – а с этим завязывайте вообще общаться, он вас дурному научит…»

Я конечно совсем уж карикатуру рисую. Но наверно многие опознавали в себе, как легко свою затронутость происходящим (именно когда чувств много в контакте становится, и напряжение надо как-то разрядить, под – оформить) «ретушировать» переключением внимания на идеи – гипотезы – научный анализ – диагнозы - размышления о «там и тогда» похожем. Это уводит от реальности встречи. Снижает интенсивность эмоциональной включенности в процесс. Дает возможность избежать совсем уж смешения полей в вашей совместности с клиентом.

И тут как раз очень важна чувствительность к себе. Чего и сколько я сейчас могу выносить без «выгорания» - ? Без потери своего жизненного ресурса? Насколько я могу быть именно затронутым происходящим с Другим – но без проникновений – ранений – повреждений своих границ?
Потому что если продолжаешь именно в чувственном регистре оставаться рядом со взволнованным Другим, свои чувства рано или поздно начнут оживляться. И хорошо, если это такие…вполне для терапевта освоенные уже чувства. Ну такие, оформленные опытом более чем менее сохранного и удачного их проживания. А если они слишком сильные для терапевта сейчас? Вот в фоне жизни происходит что-то эмоционально нагрузочное? Или зачем далеко ходить – вот основной фон жизни – тело – болеет, или усталостью истощенное?

И тогда граница контакта становится хрупкой. Чужая боль, чужая беспомощность, чужая уязвленность может очень мощно срезонировать со своей болью – беспомощностью и сильно уязвить.
Например, терапевт переживает потерю близкого, или возрастные мало-приятные изменения своего здоровья, или кризис какой в значимых отношениях. Насколько «без-защитно» он может встречаться с переживаниями клиента, проживающего сейчас подобную ситуацию?
Вспоминается услышанное когда-то от Нины Голосовой, что мы особенно ресурсны в тех драмах, которые относительно недавно прожили «с плюсом», без разрушений и остаточных деформаций, сохранив свою целостность и пополнив копилку опыта возможностями пере-растать, прео-долевать такого рода сложности…

Да, развитие – это всегда нарушение гомеостаза и испытание безопасности, это предательство благо – душия и равно –весия. Но чтобы именно расти, пополнять ресурс, эти испытания и «нарушения» - читай этот вызов - должен быть посильным. Т.к. безопасность препотентна на все времена. И если терапевт сейчас истощен – или расстроен – или просто слишком устал – то при встрече с клиентом его самый эффективный для терапии инструмент может его и подвести.
Чувствительность к со-вместности, к аффектам и переживаниям клиента, помощь в нахождении более эстетической и свежей формы хороши, когда сам в ресурсе. А когда напуган – раздражен - истощен – тогда эмоциональность клиента в вашем совместном с ним поле может тебя «выжечь» - привести как раз к «эмоциональному выгоранию».

И слава Богу, можно «подсушить» контакт, выйти из резонанса – как психического так и соматического, нырнуть в знания, полистать справочники – это я в метафорическом смысле…
Еще мне кажется, когда терапевт жалуется на скуку с клиентом – это либо правда устал – выгорел – тогда скучных клиентов все больше и больше становится – либо конкретно с этим клиентом от чего – то своего сильно защищается…

Очень важна экология, забота о себе. Прежде всего, полноценный отдых от всех и всяческих Других. И если встреча, то с «продукцией» Других, которая в удовольствие. Ну там фильм какой, книжка, поглазеть на что приятное, понюхать – пожевать вкусное…Телом подвигать…Или вообще с природой повстречаться, другие живые материи оччч. подзаряжают и утешают…Ну и свое творчество – причем именно для себя – хоть булочки печь, хоть коробочки клеить – но самому себе.
Если терапия это прежде всего искусство и философия, то все эти материи становятся доступными, когда базовый фундамент такой плотный. Хорошо выстроенный. Когда есть где и на что жить, ясно, с кем и как жить, себя тож более-менее стабильным и непрерывным опознаешь – тогда да, ресурсы творчества, чувствительность…

Хотя терапия Другого может быть и ресурсом терапии – для - себя. Но тут – если по-честному – хорошо бы все-таки супервизию подключать - и все-таки свою личную терапию, которую терапевт сам оплачивает. А то за деньги клиента «подлечивать» свои раны и искать для себя в своих проблемах ресурсы это как-то так…сомнительно …Можно увлечься совсем, и тогда клиент станет средством. Средством утешения в нарциссических перекосах, средством – для - себя…Нехорошо может получиться.. Некрасиво…

Контакт как базовая форма жизни. И если посмотреть на контакт как на касание, то вот я касаюсь своей рукой кого-то - и она для меня появляется через со-прикосновение с Другим. И Другой появляется в ощущениях.

Я – это опыт самых разных контактов. И тогда Я постоянно пополняюсь – ограняюсь – «шлифуюсь» - высвечиваюсь разными своими сторонами именно через контакт с Другими. Когда терапевтом работаешь, то точно также свои какие-то части – свой опыт – свои грани появляются – оживленные со-прикосновением, встречей на границе контакта с клиентом. И когда, например, клиенты такие…в ресурсе вполне, но слегка под-запутавшиеся или просто в каком жизненном кризисе нормативном – то в зоне своего ресурса с ними со-прикасаешься – и происходит взаимное обогащение, энерго – обмен.

А вот когда клиентов с тяжкими для терапевта переживаниями много приходит – то ресурс терапевта как раз истощается – ведь у самого тут «кожа» поврежденная – ранка какая, или корочка еще тонкая – а тебе сюда трут и трут, натирают своими острыми для тебя осколками травмы…
Да, если поточней про «эмоциональное выгорание» в нашей профессии. Посмотрела в Википедии, вот что умные про это пишут: нарастание эмоционального истощения, переутомление, ощущение неудовлетворенности своей работой, чрезмерность эмоциональной нагрузки при работе с трудным контингентом.

Ну да, как раз все эти феномены я в своей статье и обозначила…
Вообщем вот что сейчас понимаю. Что если терапия как искусство, то тогда мне важно в чувственном регистре в основном встречи с клиентами проживать. А это значит, что нельзя ставить клиентов «на поток», жадничать в «нарциссическом» подтверждении своей «нужности людям», востребованности как критерия своей успешности…И этим непосильно для себя истощать свою эмоциональную зону. А правда лучше поменьше, но чтобы именно встречаться, со-прикасаться, быть в контакте с настоящим настоящего нашего с клиентом события.

Да, конечно, далеко не каждому клиенту это нужно. И консультативный жанр вполне уместен, если запрос и потребности клиента именно в контакте с психологом «подкрепиться на скорую руку». И я такую форму очень люблю – форму «скорой помощи» или еще ее можно назвать «экспресс - доставки». Когда правда вот, головоломка – лабиринт такой, скорее просторный и пестрый, пусть и запутанный, и в каких-то частях тупиковый сейчас для клиента. Но совсем и не душный, и так…больше по-детски, чем отчаянно – страшный. Ну и вместе там походить – порассматривать -поискать, «монстров» распугать и в прекрасных принцев по-превращать…Ну и выйти с «аптечкой» там, или с «fuck-gun’ом» каким последней конструкции

Но если все-таки про терапевтические отношения как про «эстетику эфемерного», то тогда нарциссизм свой питать тож пора как-то по-другому …От количественных – материальных категорий (как много у меня клиентов – групп – лекций – какой я супер – Бизон и всем – всем нужный!!!!) двигаться в сторону качества присутствия. Определяя переносимую – проживаемую без насилия над собой «рабочую дозу» контактов. Оставляя за собой меру участия во всем этом правда очень интересном профессиональном круговороте. И давая себе возможность остановок, пауз, «передышек»… «Ничегонеделания»…

А истинная качественность – вот, любимые маркетинговые ходы для «Элиты» - это все-таки «ручная работа», акварель там, или картина маслом – и даже если «клише», то все-таки весьма ограниченное количество «оттисков»…
Тоже есть чем нарциссизм потешить, но более экологично для собственной психики и здоровья.

Когда начинала с клиентами работать, обычно все затруднения контакта с ними – и свои иногда болезненные послевкусия – списывала на свои «неспособности». Но теперь, после 8 лет практики, знаю, что есть для меня клиенты, которые своим присутствием в терапевтическом часе возбуждают и перевозбуждают мои «темные стороны Луны». Или в контакте с ними я попадаю и попадаю в свои «слепые пятна».

И конечно, как бы оставаться чувствительным к тому, какие клиенты совсем уж эмоционально «взрывают», перевозбуждают свои хрупкие, до сих пор травматичные куски опыта. Какие способы их присутствия в контакте погружают меня – сейчас - терапевта уже в свое отчаяние – безнадегу – невозможность это пере-варить прежде всего для себя – чего уж там замахиваться на «переформатирование» для клиента…И с этим уже на терапию или супервизию. Тогда глядишь и минует уж совсем «сгореть на работе»…

Все-таки терапия это искусство. И то, что одному по вкусу и в удовольствие и формой, и оттенками, для другого – «Пачкотня!»

Так что каждому терапевту – свой клиент. Долой «конвейер», да здравствует Эксклюзив!

Автор: Лопатухина Ирина

Материалы по теме





© Newhouse, 1999 - 2017: энциклопедия домашнего хозяйства
Копирование разрешено только при размещение прямой обратной ГИПЕРссылки