Перейти к публикации

Японский сад камней

Ольга Травина
  • · 2 минуты на чтение

В Европе сложилась традиция антропоцентризма, возводящая человека в ранг Венца Творения. В японской культуре присутствует иной акцент.

Японский сад камней.jpg

Здесь информационным посредником выступает камень. А первым актом в сооружении Сада Камней является подбор подходящего материала.

Закладка любого из таких садов должна учитывать:

А) как будут расположены камни;

Б) какую форму и величину они будут иметь;

В) их функциональную нагрузку;

Г) композиционный стиль;

Д) качества материала;

Е) специфику использования участка.

Именно комплексный подход к названным факторам даст в результате неповторимый стиль Сада.

В построении Сада могут участвовать различные камни: куски скал, обработанные усилиями ветра, камни любых размеров, над которыми поработала водная стихия, и лишь валуны, появившиеся благодаря леднику, будут неправомерны, поскольку хорошо знакомый Европе и Америке ледник никогда не касался Японии. Об этом следует помнить, если вы хотите, чтобы Ваш Сад был пропитан духом этой страны.

С помощью камней можно оформить водоём и его окрестности, а можно проложить стезю, рассекающую поверхность воды. Изначально зёрна гравия задавали фон всего Сада. Ими заполняли немалые площади, на которых в последствии воздвигались композиции или высаживались растения. В наше время и в наших географических условиях подобное оформление не совсем уместно. Поэтому галькой оформляют отмели пруда или ручья, а также используют её в наполнении ёмкостей, предназначенных для сбора воды.

Гармоничное соотношение каменных сооружений базируется на правиле трёх камней:

  1. Сюсеки – главный камень;
  2. Фукусеки – первый подчинённый камень;
  3. Киакусеки – второй подчинённый камень.

Из этой троицы и складывается определённый треугольник. Заметим, что принцип триады пронизывает все составляющие Японского Сада, включая и икебану, отражающую три компонента: землю, человека и небо.

Но, как известно, наличие правила даёт право на существование некоторым исключениям. Композиция может включать не три, а пять и более камней, но все они сгруппированы таким образом, что образуют треугольник. Один из компонентов может и полностью отсутствовать, однако незанятое им место всё равно служит обеспечению гармонии.

Позднее в оформлении Японских Садов начинают использовать камни, обработанные не стихией, а человеком. Среди представителей нового течения следует выделить Кобори Энсю. Подобные обработанные камни получили название «одетых» камней. Однако их стараются задрапировать под натуральные с помощью мха и воды.

Наряду с обработанными камнями наметилось и ещё одно новшество. Если прежде в данном японском искусстве преобладали природные, непринуждённые формы, то отныне в нём появились правильные линии и кривые. Это событие стало поистине революционным для японского искусства каменных садов.

  • 0
  • 3 517

0
3,5k

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...