Перейти к публикации

О чем налоговые органы обязаны информировать налогоплательщиков

Ольга Травина
  • · 6 минут на чтение

Одним из участников отношений о налогах и сборах, регулируемых законодательством, является Государственная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные подразделения в Российской Федерации.

налоги.jpg

В данной статье мы хотим проследить изменения, которые произошли во взаимоотношениях налоговых органов и налогоплательщиков в части консультаций последних по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, а также информирования их о принятых решениях по уплате налогов и сборов, а также по постановке на учет. В связи с этим хочется обратить внимание налогоплательщиков и, в частности, бухгалтеров, на произошедшие с 1 января 1999 года изменения по данному вопросу.

Закон РФ от 27.12.91 г. ¦ 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции Законов РФ от 16.07.92 г. ¦ 3317-1 - от 18.11.98 г. ¦ 173-ФЗ), который с 01.01.99 г. Практически полностью утратил силу, кроме общих принципов построения налоговой системы в Российской Федерации, налогов, сборов, пошлин и других платежей до 1 января 1999 года определял также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Но статьей 16 главы I вышеназванного закона "Обязанности и ответственность налоговых органов" взаимоотношения государственных налоговых инспекций и налогоплательщиков по рассматриваемым вопросам не предусматривались.

Всем бухгалтерам, ежеквартально сдающим бухгалтерскую отчетность, известно, что во многих ГНИ до настоящего времени даже висели объявления о том, что их работники никаких консультаций не дают, и с вопросами следует обращаться в аудиторские фирмы и другие консультационные центры.

Глава II Закона РСФСР от 21.03.91 г. ¦ 943-1 "О государственной налоговой службе РСФСР" (в редакции Законов РФ от 24.06.92 г. ¦ 3119-1, от 02.07.92 г. ¦ 3181-1, от 25.02.93 г. ¦ 4549-1; Федеральных законов от 13.06.96 г. ¦ 67-ФЗ, от 16.11.97 г. ¦ 144-ФЗ) определяет задачи, права и обязанности государственной налоговой службы. Однако в статье 10 главы II в качестве обязанностей предусмотрено только строгое соблюдение должностными лицами государственных налоговых инспекций Конституций СССР, РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, а также законов РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, других нормативных актов, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан.

С 1 января 1999 года Федеральным законом Российской Федерации от 31 июля 1998 года ¦ 147-ФЗ введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации.

До введения настоящего документа, являющегося основополагающим законодательным актом по налогам и сборам, ни один законодательный акт или нормативный документ не предусматривал обязанности налоговых органов, отраженные в Налоговом кодексе, в части разъяснительной работы с налогоплательщиками по налогам и сборам.

Пунктом 4 статьи 32 Налогового кодекса "Обязанности налоговых органов" среди прочих предусмотрена обязанность налоговых органов проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

Для налогоплательщиков это очень важная и удобная форма общения с налоговыми органами, которая позволяет экономить их время и денежные средства, а также избегать противоречий с налоговыми органами по вопросам применения налогового законодательства и ведения бухгалтерского учета.

С другой стороны, это предусмотрено и положениями, изложенными в п. П. 1, 2 п. 1 статьи 21 Налогового кодекса "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)", в соответствии с которой налогоплательщики имеют право:
- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве и об иных нормативных актах о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
- получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

К сожалению необходимо отметить, что Налоговым кодексом и другими законодательными и нормативными актами ответственность за неисполнение обязанности по консультированию и информированию (отказу или сообщению неправильной информации) налогоплательщиков налоговыми органами не предусмотрена. Поэтому с момента вступления Налогового кодекса в силу на практике имеют место случаи не адекватного отношения в случае обращения налогоплательщика к инспектору с вопросом: в одной налоговой инспекции ее работник вежливо и терпеливо дает разъяснения на заданный вопрос, а в другом случае бухгалтер ответа не получает.

По сравнению с ранее действовавшими законами и нормативными актами Налоговым кодексом предусмотрены и другие обязанности налоговых органов по отношению к налогоплательщикам.

Согласно статье 46 налоговый орган принимает решение о взыскании налога по инкассовому поручению, при этом решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных сумм (форма уведомления не предусмотрена).

Статья 69 "Требование об уплате налога и сбора" - при наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога или сбора налоговый орган по месту его учета направляет ему требование (письменное извещение) об уплате налога или сбора по форме, утвержденной ГНС РФ, путем передачи его руководителю организации или уполномоченному представителю под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Согласно статье 70 такое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 10 дней до наступления последнего срока уплаты налога. В случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан направить ему уточненное требование (статья 71).

В случае приостановления операций налогоплательщика по его счетам в банке налоговый орган уведомляет его о таком решении путем передачи под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения (статья 76).

Согласно пункту 3 статьи 78 "Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени" и пункту 3 статьи 79 "Возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени" налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. Каким образом фиксируется дата обнаружения излишней уплаты налога и форма сообщения этого факта налогоплательщику не определены.

А согласно пункту 6 статьи 78 налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о произведенном зачете сумм уплаченного налога или сбора в счет предстоящих платежей не позднее двух недель со дня подачи заявления налогоплательщика о зачете. Форма сообщения здесь также не определена.

Пунктом 9 той же статьи 78 косвенным образом предусмотрена ответственность сотрудника налоговой инспекции за несоблюдение срока возврата суммы излишне уплаченного налога в течение двух недель со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата, начиная со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата.

Что касается налоговой отчетности, в частности, налоговой декларации, то налоговый орган обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления (пункт 2 статьи 80).

Налоговым кодексом предусмотрены и обязанности налоговых органов по постановке на учет налогоплательщиков. Так, при получении информации от уполномоченных органов о регистрации физических лиц налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет, но в какой форме и в какие конкретно сроки, не определено (статья 83). Этой же статьей 83 предусмотрена обязанность налоговых органов на основе сведений государственных органов регистрации юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

Что касается сроков постановки на учет в налоговых органах, то они обязаны ее осуществить в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство (статья 84).

О решении должностного лица налогового органа по жалобе налогоплательщика, принятом в течение месяца, налоговый орган в течение трех дней со дня его принятия в письменной форме сообщает лицу, подавшему жалобу (статья 140).

В заключении необходимо отметить, что пунктом 2 статьи 22 "Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)", косвенно предусматривается ответственность, установленная федеральными законами, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков. Но на сегодняшний день ни один закон такой ответственности не определяет.



Аудитор юридической консультации "Юраудит"
Коллегии адвокатов"Мосюрцентр",
К. Э. Н. Н. Н. Долгушева

  • Нравится 1
  • 0
  • 565

0
565
  • Нравится 1

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...