Перейти к публикации

А нужны ли предприятию автомобили?

Ольга Травина
  • · 3 минуты на чтение

А нужны ли предприятию автомобили?

Не секрет, что одним из показателей благосостояния любой организации, как коммерческой, так и государственной, является, после навороченности и месторасположения офиса, наличие и количество автотраснпорта. Однако, судебная практика показывает, что желание любой ценой заиметь собственный транспорт нередко приводит вполне благополучную фирму "среднего бизнеса" на грань разорения. Каким же образом?

Покупая автотранспорт и ставя его на баланс собственной фирмы, руководство как правило и не задумывается о том, что в тот же момент их предприятие становится заложником конкретных шоферов, которых ни руководитель, ни главбух многочисленной по штату фирмы может быть и в глаза-то не разу не видели.

Между тем, если водитель оказался неквалифицированным, выпил, или просто не выспался, он подводит под монастырь не только себя, но и свою фирму. Причем каверзность ситуации заключается в том, что для того, чтобы оказаться лицом, возмещающим ущерб в сотню тысяч долларов, достаточно иметь одну "Волгу" и шофера "Петра Семеныча", взятого на работу только из-за его скромных запросов по зарплате.

Поскольку как только "Петр Семеныч" въезжает, не соблюдая дистанцию, со всего размаха в 600-й Мерседес, ответчиком по иску владельца становится СОБСТВЕННИК автомобиля (то есть фирма), а вовсе не его водитель, который находится с фирмой-владельцем "Волги" в трудовых отношениях.

Конечно, после выплаты ущерба владельцу Мерседеса предприятие-владелец "Волги" имеет право предъявить иск в порядке так называемого регресса самому водителю, и даже возможно, что этот иск также будет удовлетворен. Но если у водителя нет сколько-нибудь стоящего личного имущества и живет он с семьей в государственной неприватизированной квартире, то единственный путь исполнения решения суда - это вычет определенного процента из его дальнейшей зарплаты. Желающие могут сами подсчитать, сколько десятилетий займет этот процесс...

Возникает традиционный вопрос: что же делать, чтобы избежать подобных ситуаций? Выхода два:

Первый - очевидный, хотя и редко применяемый на практике россиянами, привыкшими всю жизнь строить по принципу "авось", - это, конечно же, страхование как самого автотранспорта, так и гражданско-правовой ответственности. Но этот вариант не так идеален, как могло бы показаться с первого взгляда. Дело в том, что любая нормальная компания-страховщик вовсе не загорится желанием как можно скорее выплатить сумму нанесенного владельцу Мерседеса ущерба, даже признавая сам факт.

Крайней для страховщика опять-таки послужит Ваша же компания.

Вы будете наверняка обвинены в том, что:

  • сообщили недостоверные сведения при заключении договора,
  • несвоевременно оплатили сумму страхового взноса,
  • нечетко сформулировали страхуемые риски,
  • и вообще у вас печать не того цвета.


Дело в том, что для большинства средних страховых компаний подобная сумма страховой выплаты - также катастрофическая ситуация, и им будет не до рекламных ходов типа "сегодня авария - завтра выплата".

Напротив, скорее всего, все юридические силы компании-страховщика будут брошены на то, чтобы под любым предлогом НЕ платить страховое возмещения или, по крайней мере, максимально снизить его размер. Именно к этому и к затяжным судебным процессам и надо быть готовым.

Второй выход - юридически-организационный.

Как известно, существует организационно-правовая форма юридического лица - общество с ограниченной ответственной. Отличие его как раз в том и состоит, что учредители несут ответственность только в пределах своего вклада в уставный фонд.

Поэтому, если предприятие выступает учредителем такого общества, и именно новое общество является владельцем автотранспорта, и именно в его штате состоят водители, то оно (а не учредившая его фирма) и будет нести гражданско-правовую ответственность в случае ДТП.

Конечно, имущество вновь образованного общества также может быть описано и реализовано в счет возмещения ущерба, но здесь-то и будет пролегать юридический водораздел - даже при недостатке имущества нового ООО ответственность не может быть переложена на главную фирму, которая его учредила.

Таким образом, законным образом избегается ситуация, когда имущество предприятия, иногда зарабатываемое годами, все время висит под дамокловым мечом разгильдяйства какого-нибудь водителя.

Конечно, и этот вариант требует определенных затрат и усилий, конкретной юридической проработки. Руководителю важно лишь определиться заранее - что выбрать, понимая что вышеописанная ситуация может случиться в любой момент - как известно, количество сверхдорогих иномарок, например в Москве сравнимо с их количеством во всей Европе.

Кроме того, не надо забывать и о пешеходах, так и норовящих перебежать дорогу прямо перед служебным автомобилем. И если, например, в случае смертельного исхода уголовно-правовую ответственность понесет сам водитель, то к гражданско-правовому иску его родственников также полностью применима вышеописанная ситуация.

Шингарев М. В., Заведующий Адвокатским бюро Московской городской коллегии адвокатов "АРБИТРАЖСУДПРАВО"

  • 0
  • 220

0
220

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...